- ДНЕВНИК
ДНЕВНИ́К, литературно-бытовой жанр; в литературе форма повествования от первого лица, которая ведется в виде повседневных, как правило датированных, записей. Д. как внелитературный жанр (см. также Автобиография) отличает предельная искренность, откровенность высказывания; это всегда фиксация «только что» случившегося и перечувствованного: Д. не ретроспективен, пишется для себя и не рассчитан на публичное восприятие (в отличие от литературного Д.), что сообщает ему особую подлинность, достоверность. Обращенный преимущественно к событиям личной жизни (здесь не имеются в виду Д. специально научного или общественного содержания), Д. в то же время нередко включает и общезначимые суждения о мире, вырастающие из размышлений над проблемами собственного бытия. «Д.» как жанр монологичен, но монологическое слово автора Д. может быть и внутренне диалогичным, с неявной «оглядкой» на мнение другого о мире и о самом себе.
Все эти признаки личного Д. определили его внедрение в литературу. Особенно жанр Д. развивается в конце XVIII в., когда повышается интерес к внутреннему миру личности (сентиментализм) появляется потребность в свойственной Д. исповедальности, самонаблюдении («Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина). Некоторые жанровые признаки Д. интенсивно осваиваются в т. н. литературе путешествий. Жанр Д. разрабатывают писатели XIX в.: в форме Д. пишутся целые произведения («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя); Д. вводится непосредственно в ткань произведения («Журнал Печорина» в романе М. Ю. Лермонтова, тетрадь Ипполита в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»). В романах Достоевского рассказчик («хроникер»), а в произведениях И. С. Тургенева сам герой часто используют дневниковую манеру повествования, благодаря которой их слово становится доверительным, убеждая читателя в невыдуманности происходящих событий, хотя к жанру Д. такого рода произведения не принадлежат. Дневниковый, автобиографический характер может быть свойствен и лирике (Лермонтов, А. А. Блок). Своеобразный тип художественно-публицистического «Д.» «Дневник писателя» Достоевского.
Д. используется и в философских текстах («Дневник обольстителя» С. Кьеркегора); входит в контекст культуры как автобиографические записи выдающихся исторических, литературных и других деятелей (написанный в ссылке дневник В. К. Кюхельбекера, Д. цензора А. В. Никитенко, Л. Н. Толстого, Т. Г. Шевченко, Блока, Стендаля, Ж. Ренара, Т. Манна) или как записки лиц, близких к ним: о Достоевском А. Г. Достоевская, о Толстом С. А. Толстая. Многие личные Д. с течением времени становятся незаменимыми историческими документами эпохи.
В. Н. Шикин.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.